Скаковский Л.Р. Зарубежный опыт в сфере создания современной цифровой экономики: выводы и уроки для Республики Казахстан

Цифровизация экономики – один из наиболее важных глобальных трендов. Всем политикам и экономистам понятно, что цифровизация экономики – это объективный и необратимый процесс. Вместе с тем, всем ясно, что успешная цифровизация экономики невозможна лишь на основе частной инициативы. Она требует действенного и эффективного участия государства на всех уровнях власти.

 

Роль государства в цифровизации экономики США

США являются одним из мировых лидеров в сфере цифровой экономики [1], под которой понимается «экономика, которая главным образом функционирует с применением цифровых технологий, особенно электронных трансакций, осуществляемых с использование интернета» [2].

Как отмечает российский исследователь Н.С.Ревенко, активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в США началась ещё в конце XX века, однако работа шла преимущественно на микроуровне, т.е. в рамках компаний [3]. Государственная программа, получившая название «Digital Economy Agenda» [4] («Повестка дня цифровой экономики») была разработана лишь в ноябре 2015 г.

Головным ведомством, отвечающим за реализацию данной программы, является Министерство торговли США, в котором учреждена специальная должность директора по цифровой экономике. В разработке программы приняли участие 12 отделений этого ведомства, а в её реализации ключевыми являются 4 его структурных подразделения: Национальное агентство по телекоммуникации и информации (НАТИ), Национальный институт стандартов и технологий (НИСТ), Патентное ведомство США и Управление международной торговли[5].

С целью межведомственной координации в 2015 г. была создана Руководящая группа по цифровой экономике (Diginal Economy Leadership Team), которой помогает Целевая группа по интернет-политике (Internet Policy Task Force) [6].

Для выработки рекомендаций об ускорении экономического роста и расширения возможностей в цифровую эпоху в марте 2016 г. был создан Консультационный совет по цифровой экономике (Digital Ecjnomy Board of Advisors), в состав которого вошли представители ряда крупных американских компаний («General Electric», «Electrical and electronics engineering», «Microsoft», «Silicon Valley Bank», «YouTube», «McKinsey Global Institute», «Home Shopping Network» и др.), гражданского общества и академических кругов [7].

С марта 2016 г. реализуется пилотная программа создания в торговых представительствах США за рубежом должностей «цифровых атташе», ответственных за торговлю цифровыми продукцией и услугами [8]. Кроме того, в январе 2017 г. Министерство торговли США опубликовало «Зеленую книгу», содержащую предложения по развитию Интернета вещей [9].

Повестка дня цифровой экономики США предусматривает:

– продвижение свободного и открытого интернета (Promoting a free and open Internet worldwide);

– продвижение доверия и безопасности в Сети (Promoting trust online);

– обеспечение доступа к интернету для работников, семей и компаний (Ensuring access for workers, families, and companies);

– продвижение инноваций посредством интеллектуальных правил интеллектуальной собственности и продвижение нового поколения новых технологий (Promoting innovation, through smart intellectual property rules and by advancing the next generation of exciting new technologies) [10].
 

Китайский опыт создания цифровой экономики

Как отмечается в докладе Глобального института международной консалтинговой компании McKinsey «Каким образом цифровая экономика Китая определяет новую мировую тенденцию» (август т.г.), Китай обладает крупнейшим в мире рынком электронной торговли. Китай стал главной силой, формирующей структуру глобальной цифровизации, в стране бурно развивается цифровая глобализация, и Китай создает новые мировые тенденции во многих сферах: промышленные инвестиции, бизнес-модели и глобальное управление [11].

В частности, в Китае создана самая «живая» система цифровых инвестиций и инновационных предприятий. Китайский рынок электронной коммерции – крупнейший в мире, его объем составляет более 40% от общей суммы электронных сделок в мире, при этом 10 лет назад его объем не превышал и 1%. По оценкам, объем сделок электронной торговли Китая превышает суммарный объем Великобритании, США, Японии, Франции и Германии вместе взятых. Объем мобильных транзакций с участием третьей стороны для личного потребления в Китае равен 11 объемам соответствующих транзакций в США. 1/3 «компаний-единорогов» всего мира (т.е. бизнес-стартапы, не зарегистрированные на бирже, чья стоимость превышает 1 млрд. долларов) – из Китая [12].

Кроме того, Китай занимает третье место в мире по объему венчурного капитала в различных областях. В 2016 г. по объему венчурных инвестиций в финансовой научно-технической сфере Китай занял 1-е место в мире (что в целом было равно совокупности объемов инвестиций США и Великобритании, занявших 2-е и 3-е место), в таких областях, как виртуальная реальность, беспилотные автомобили, образовательные технологии и устройства, беспилотные летательные аппараты и 3D принтеры – 2-е место, а в сферах, связанных с базами данных, искусственным интеллектом и машинным обучением – 3-е место в мире [13].

Согласно докладу компании McKinsey, три основных фактора определяют развитие цифровой экономики в Китае.

  • Огромный размер рынка в Китае и значительное количество молодых интернет-пользователей создают условия для быстрого коммерческого применения цифровых бизнес-моделей. Колоссальные размеры группы пользователей Интернета в Китае способствуют тому, что цифровые стартапы один за другим выходят на рынок и более того – стремительно развиваются за счет роста масштабов производства. В 2016 г. количество интернет-пользователей в Китае превысило совокупное количество пользователей в ЕС и США и достигло 731 млн. [14];
  • Три китайских интернет-гиганта (Baidu, Alibaba, Tencent) создали «экосферу», благоприятную для цифровизации, которая продолжает непрерывно расширяться. Венчурные инвестиции трех интернет-гигантов в 2016 г. составили 42% от общего объема венчурного капитала в Китае (для сравнения: объем венчурных инвестиций четырех крупнейших американских интернет-компаний – Facebook, Amazon, Google и Netflix – в 2016 г. составил лишь 5% от рынка венчурных инвестиций США [15].
  • Проявив благожелательное отношение к цифровым компаниям, правительство стало главной движущей силой развития цифровизации в КНР. Правительство нередко ослабляет контроль над цифровыми предприятиями, что даёт им больше возможностей для выхода на рынок и расширения производства. А по мере постепенного формирования цифрового рынка правительство снова усиливает контроль, для того чтобы создать более «здоровую» атмосферу цифровизации и одновременно предоставить поддержку инвесторам, разработчикам и потребителям [16].

В конце 2016 г. в Пекине объявили, что Китай вышел на 2-е место в мире по уровню и масштабам развития цифровой экономики. Как заявил директор Государственной канцелярии по делам интерет информации Жэнь Сюйлинь, масштабы цифровой экономики в Китае в 2015 г. оценивались в 18,6 трлн. юаней (примерно $2,7 трлн., или почти 14% ВВП КНР) [17]. В апреле т.г. в докладе Tencent Research Institute было указано, что цифровая экономика сегодня составляет примерно составил 22,77 трлн. юаней ($3,3 трлн), или 30,6% ВВП Китая [18]. По прогнозам Boston Consulting Group, к 2035 г. цифровая экономика Китая создаст более 400 млн. рабочих мест [19].

В целом, как констатирует китайский эксперт Чжан Синьхун («Цзинцзи Жибао»), «в настоящее время Китай имеет своеобразные преимущества и благоприятные условия в развитии цифровой экономики, которая началась быстро, показала благоприятную тенденцию. Во многих областях наша страна начала соперничать с передовыми странами и синхронно лидировать, в будущем в больших областях еще существует огромный потенциал ведущего развития» [20].

 

Государство и формирование цифровой экономики в России

28 июля т.г., во исполнение перечня поручений Президента РФ по реализации Послания Федеральному Собранию (NПр-2346 от 6 декабря 2016 г.) [21] премьер-министр Д.А.Медведев подписал распоряжение №16-32-p об утверждении Программы «Цифровая экономика РФ» [22]. Целями данной Программы являются:

  • создание экосистемы цифровой экономики РФ, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;
  • создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках;
  • повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом [23].

Основными сквозными цифровыми технологиями, которые входят в данную Программу, являются: «большие данные; нейротехнологии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра; квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный интернет; компоненты робототехники и сенсорика; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей» [24].

Как отмечается в данной Программе, «Россия достигла значительных успехов в развитии цифровой платформы предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе за счет установления требований об интероперабельности систем, использования информации из других систем, в том числе платежных. Успешно развиваются федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно- технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и платформы для проведения платежей, создаваемые кредитными организациями» [25].

В то же время, в Программе признается, что РФ занимает лишь 41-е место по готовности к цифровой экономике со значительным отрывом от десятки лидирующих стран, таких, как Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, США, Нидерланды, Швейцария, Британия, Люксембург и Япония.

РФ занимает 38-е место с точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий, с большим отставанием от стран-лидеров, таких, как Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль, Сингапур, Нидерланды, США, Норвегия, Люксембург и ФРГ [26].

В целях управления развитием цифровой экономики данная Программа включает в себя 5 базовых направлений развития цифровой экономики в РФ на период до 2024 г. 1) нормативное регулирование; 2) кадры и образование; 3) формирование исследовательских компетенций и технических заделов; 4) информационная инфраструктура и 5) информационная безопасность [27]. Работа по этим направлениям ведется в рамках центров компетенций АНО «Цифровая экономика», которую возглавил Евгений Ковнир из Агентства стратегических инициатив (АСИ), а учредителями выступили 16 ведущих российских компаний – «Ростелеком», «МегаФон», «Росатом», «Ростех», Сбербанк, АСИ, «Яндекс», «Открытая мобильная платформа», «1С», Mail.ru Group, МТС, Фонд «Сколково», «ВЭБ инновации», «Рамблер», «Почта России» и «Вымпелком» [28].

Представители бизнеса будут отвечать за отдельные направления программы: центр компетенции по нормативному регулированию создан на базе «Сколково», АСИ курирует направление «Кадры и образование», «Ростех» и «Росатом» – «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», «Ростелеком» – информационную инфраструктуру, а Сбербанк – информационную безопасность [29].

При этом в Правительстве РФ особо подчеркивают, что данная Программа не является дирижистской – государство лишь реагирует на запросы бизнеса, на запросы бизнеса, создает коммуникационную платформу для участников рынка и институциональную рамку, призванную деблокировать цифровую трансформацию отраслей экономики [30].

В Программе говорится, что достижение запланированных характеристик цифровой экономики РФ обеспечивается за счет достижения следующих показателей к 2024 г.:

  • успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках;
  • успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в т.ч. для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного города»);
  • успешное функционирование не менее 500 МСБ-предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг;
  • кол-во выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с ИКТ – 120 тыс. человек в год;
  • кол-во выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, – 800 тыс. человек в год;
  • доля населения, обладающего цифровыми навыками, – 40%;
  • количество реализованных проектов в области цифровой экономики (объемом не менее 100 млн. рублей) – 30 единиц;
  • количество российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов (объемом $3 млн.) в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества в области цифровой экономики, – 10;
  • доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет» (100 мбит/с), в общем числе домашних хозяйств – 97%;
  • во всех крупных городах (1 млн. человек и более) устойчивое покрытие 5G и выше;
  • доля субъектов, использующих стандарты безопасного информационного взаимодействия государственных и общественных институтов, – 75%;
  • доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента сети «Интернет», маршрутизируемая через иностранные серверы, – 5% [31].

28 сентября т.г. при Комитете Госдумы по экономическому развитию, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству был создан Экспертный совет по цифровой экономике, который возглавил предприниматель Артем Кольцов (учредитель консалтингового агентства в области блокчейн-технологий «МирТрудМайнинг» и гендиректор агентства в сфере веб-интеграции «Легион Digital») [32].

1 октября т.г., выступая на Международном форуме науки и технологии (STS-форум) в Киото, вице-премьер РФ А.Дворкович пригласил все заинтересованные иностранные компании, университеты и центры НИОКР принять участие в реализации Программы «Цифровая экономика РФ». При этом вице-премьер подчеркнул, что «разумные инициативы» будут получать поддержку российского правительства и соответствующих институтов [33]. Следом, 3 октября т.г., министр связи и массовых коммуникаций РФ Н.Никифоров посетил Астану с рабочим визитом и предложил Казахстану совместно разрабатывать технологии для цифровой трансформации [34].

Уже 6 октября т.г. стало известно, что компания «Renault» запускает Центр цифровых разработок в России, который будет специализироваться на создании и развитии цифровых технологий на российском рынке, а также их экспорте на другие рынки. Компания считает, что создание подобного Центра отвечает целям и задачам программы «Цифровая экономика РФ». Особенностями данного Центра станут:

  • разработка собственных и совместных с партнерами информационных систем и платформ;
  • применение гибких проектных подходов к работе (agile);
  • привлечение экспертов по новым технологиям, включая Big Data, искусственный интеллект и другие области для разработок собственных и партнерских решений с ведущими игроками рынка;
  • взаимодействие со стартапами и ведущими российскими центрами инновационных технологий (Сколково, Иннополис) [35].

 

Выводы и обобщения

Во-первых, очевидно, что цифровизация экономики – это объективный процесс, обусловленный всем ходом глобализации и развития цифровых технологий. Страны, которые запаздывают с созданием цифровых технологий, рискуют остаться на обочине мировой цивилизации.

Во-вторых, США и Китай значительно опережают Россию в сфере формирования цифровой экономики, что обусловлено не только различиями в масштабах экономики, но и некоторым запаздыванием российской политической элиты и бизнес-сообщества в вопросах цифровизации экономики. На наш взгляд, Программа «Цифровая экономика РФ» – это шаг вперед, но шаг недостаточный. Количественные параметры, заложенные в данной программе, также дают повод для определенных сомнений.

В-третьих, зарубежный опыт в сфере создания современной цифровой экономики может оказаться весьма полезным для Казахстана, который лишь вступает на эту стезю. Нам важно не только извлечь полезные уроки из опыта других стран, но и избежать повторения их ошибок и просчетов.

В целом, главный урок для Казахстана заключается в том, что успешная цифровизация экономики невозможна без всесторонней политической, законодательной, организационной и финансовой поддержки со стороны государства.

_____________________

[1] Ревенко Н.С. Цифровая экономика США в эпоху информационной глобализации: актуальные тенденции //США – Канада: Экономика – Политика – Культура. – 2017. – №8. – с.78.

[2] Oxford Living Dictionares //https://en.oxforddictionaries.com/definition/digital_economy.

[3] Ревенко Н.С. Цифровая экономика США в эпоху информационной глобализации: актуальные тенденции //США – Канада: Экономика – Политика – Культура. – 2017. – №8. – с.84.

[4] Digital Ecjnomy. Information of the U.S. Departament of Commerce //https://www.commerce.gov/news/blog/2015/11/commerce-departments-digital-economy-agenda.

[5] Ревенко Н.С. Цифровая экономика США в эпоху информационной глобализации: актуальные тенденции //США – Канада: Экономика – Политика – Культура. – 2017. – №8. – с.84.

[6] Там же, с.84.

[7] Там же, с.84.

[8] Там же, с.85.

[9] Там же, с.95.

[10] Digital Ecjnomy. Information of the U.S. Departament of Commerce //https://www.commerce.gov/news/blog/2015/11/commerce-departments-digital-economy-agenda.

[11] CHINA’S DIGITAL ECONOMY A LEADING GLOBAL FORCE //file:///C:/Users/Leonid/Downloads/MGI-Chinas-digital-economy-A-leading-global-force.pdf.

[12] Ibidem.

[13] Ibidem.

[14] Ibidem.

[15] Ibidem.

[16] Ibidem.

[17] Катасонов В. Китай оцифрованный //https://www.fondsk.ru/news/2017/02/22/kitay-ocifrovannyj-43590.html.

[18] Доля цифровой экономики в ВВП Китая превысил 30% //http://www.interfax.ru/business/559393.

[19] Digital economy big job creator //http://www.shanghaidaily.com/business/finance/Digital-economy-big-job-creator/shdaily.shtml.

[20] Цифровая экономика: новая переменная роста трансформации Китая //http://ru.theorychina.org/xsqy_2477/201701/t20170111_349538.shtml.

[21] Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию //http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53425.

[22] РАСПОРЯЖЕНИЕ от 28 июля 2017 г. № 1632-р Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» //http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.

[23] Там же.

[24] Там же.

[25] Там же.

[26] Там же.

[27] Там же.

[28] Краснушкина Н. Белый дом запустил цифру. Правительство готово приступить к выполнению программы //https://www.kommersant.ru/doc/3423672.

[29] Там же.

[30] Там же.

[31] РАСПОРЯЖЕНИЕ от 28 июля 2017 г. № 1632-р Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» //http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.

[32] Совет по цифровой экономике и блокчейн-технологиям создали в Госдуме //http://www.plusworld.ru/daily/tehnologii/sovet-po-tsifrovoj-ekonomike-i-blokchejn-tehnologiyam-sozdali-v-gosdume-2.

[33] Дворкович пригласил иностранные компании участвовать в программе цифровой экономики //http://tass.ru/ekonomika/4606722.

[34] Бахур В. Россия предложила Казахстану совместную разработку технологий для цифровой трансформации //http://www.cnews.ru/news/line/2017-09-13_rossiya_predlozhila_kazahstanu_sovmestnuyu_razrabotku.

[35] Renault запускает в России Центр цифровых разработок //https://www.autostat.ru/news/31278.

Похожие статьи